Документ:
письмо Минсоцполитики от 02.03.2015 г. № 2724/0/14-15/10
Кому читать:
работодателям
Что произошло:
разъяснены некоторые вопросы проведения индексации доходов
Минсоцполитики в письме от 02.03.2015 г. № 2724/0/14-15/10 предоставило разъяснения относительно проведения индексации доходов населения в некоторых случаях.
Относительно индексации минимальной заработной платы
В комментируемом письме Минсоцполитики отметило, что, как и раньше, минимальная заработная плата подлежит индексации и отдельного определения ее как объект индексации не требует.
Так, правовые основы проведения индексации, а также объекты индексации определены Законом № 1282 и Порядком № 1078.
Согласно пункту 5 Порядка № 1078 в случае повышения размеров минимальной заработной платы, а также в случае роста денежных доходов населения без пересмотра их минимальных размеров месяц повышения считается базовым при исчислении индекса потребительских цен для проведения индексации. Для начисления дальнейшей индексации индекс рассчитывается нарастающим итогом со следующего после базового месяца.
Например, если размер минимальной заработной платы пересматривался в декабре 2013 года, то в январе 2015 года индекс для проведения индексации заработной платы работников, которые получают ее на уровне минимальной, составляет 21,2 %, а сумма индексации составляет 258,22 грн. (1218 х 21,2 : 100).
Если работник получает заработную плату на уровне минимальной, то ее размер индексируется в полном размере.
Относительно включения в объекты индексации суммы помощи при рождении ребенка, выплачиваемой в течение 36 месяцев
В соответствии с Законом № 1166 с 1 июля 2014 года объединена помощь при рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения ним трехлетнего возраста и установлен фиксированный размер помощи при рождении ребенка в сумме 41280 грн. независимо от количества родившихся детей в семье.
Выплата осуществляется единоразово в размере 10320 грн., а ежемесячная выплата помощи проводится в течение 36 месяцев по 860 гривен.
Следовательно, относить помощь при рождении ребенка к объектам индексации нет оснований, поскольку эта помощь по своей сути носит целевой характер.
Относительно повышения предела денежных доходов населения, подлежащих индексации, до двукратного размера прожиточного минимума
Согласно Закону № 1282 индексация доходов – это механизм повышения доходов населения, который дает возможность частично или полностью возместить подорожание потребительских товаров и услуг.
Индексации подлежат доходы в пределах прожиточного минимума для соответствующих социальных и демографических групп населения. Эта норма обеспечивает полную индексацию доходов населения, размер которых является ниже прожиточного минимума или равняется его размеру, и частичную индексацию доходов граждан, размер которых превышает прожиточный минимум.
При этом Минсоцполитики отметило, что поскольку увеличение предела доходов, подлежащих индексации, будет требовать дополнительных расходов на проведение индексации, то о повышении предела таких доходов сейчас речь не идет.
Относительно ежегодного пересмотра денежных доходов с учетом сумм индексации
Размеры минимальной заработной платы и подавляющего большинства социальных выплат определяются на основе прожиточного минимума для основных социальных и демографических групп населения.
Ежегодно Законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год устанавливается прожиточный минимум для основных социальных и демографических групп, размеры которого определяются с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Выплаты, размеры которых связаны с величиной прожиточного минимума, повышаются одновременно с увеличением последнего. Остальные выплаты, размеры которых не зависят от изменения прожиточного минимума, подлежат индексации в установленном порядке.
Таким образом, на начало календарного года размеры оплаты труда, пенсий, помощи и других выплат учитывают суммы индексации за прошлый период.