Документ:
письмо от 23.03.2015 г. № 9843/7/99-99-17-03-01-17
Кому читать:
плательщикам единого взноса, намеренным применять понижающий коэффициент
Что произошло:
налоговики прокомментировали некоторые нюансы применения понижающего коэффициента ЕСВ
В комментируемом письме налоговики в очередной раз напомнили нормы Закона № 219, которым упрощены условия относительно применения понижающего коэффициента ЕСВ. "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" уже рассматривал указанный вопрос в статье "Критерии для снижения ставки ЕСВ по-новому" (№ 11 за 2015 год).
Напомним, что целью введения понижающего коэффициента является выведение заработных плат из тени и уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда. Однако утвержденные Законом № 77 критерии оказались практически невозможны для выполнения страхователями. Поэтому народные депутаты совместно с ГФСУ несколько упростили ранее установленные критерии, что и нашло свое воплощение в Законе № 219. Упрощенные критерии заработали с 13 марта 2015 года.
Однако следует акцентировать внимание на двух важных выводах-рекомендациях, предоставленных в письме налоговиков:
1) если плательщиком ЕСВ осуществлено начисление заработной платы и/или вознаграждение по гражданско-правовым договорам хотя бы в одном месяце 2014 года и соблюдены условия, определенные Законом № 219, он имеет право на применение понижающего коэффициента. В случае применения коэффициента плательщик осуществляет расчеты показателей пропорционально количеству отчетных месяцев 2014 года. Проще говоря, предприятия, созданные в прошлом году, смогут применить понижающий коэффициент;
2) поскольку Закон № 219 вступил в силу в марте 2015 года, то определенные им условия для применения понижающего коэффициента применяются к доходам, начисленным за весь этот месяц. Так что применяем понижающий коэффициент за весь март 2015 года.
В письме налоговики указали, что не имеют права на применение понижающего коэффициента:
• плательщики, принимающие добровольное участие в системе общеобязательного государственного социального страхования;
• физические лица – предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения;
• лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, а именно научную, литературную, артистическую, художественную, образовательную или преподавательскую, а также медицинскую, юридическую практику, в том числе адвокатскую, нотариальную деятельность, или лица, осуществляющие религиозную (миссионерскую) деятельность, другую подобную деятельность и получающие доход от этой деятельности;
• члены фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства;
• граждане Украины, работающие за пределами Украины;
• лица, достигшие 16-летнего возраста и не принадлежащие к плательщикам единого взноса.
Вместе с тем такая возможность предоставлена лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, и физическим лицам, использующим наемный труд, а также предприятиям, учреждениям, организациям, физическим лицам, использующим наемный труд, которые выплачивают пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам.
Законом № 219 расширена база начисления ЕСВ, к которой применяется понижающий коэффициент: в базу включена оплата пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Как следствие при выплате "декретных" и при условии соблюдения установленных критериев ставка ЄСВ-начислений будет составлять 13,28 % (базовая ставка 33,2 % х 0,4 = 13,28 %).
Для привлечения большего количества плательщиков ЕСВ к применению понижающего коэффициента больше не используются такие нормы:
• средняя заработная плата по предприятию составляет не менее трех минимальных заработных плат;
• средняя заработная плата по предприятию увеличилась минимум на 30 процентов по сравнению со средней заработной платой за 2014 год.