Документ:
письмо ГФСУ от 28.01.2015 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17
Кому читать:
всем налогоплательщикам
Что произошло:
ГФСУ разъяснила отдельные вопросы проведения проверок в 2015 – 2016 годах
ДФС Украины в письме от 28.01.2015 г. № 2463/7/99-99-22-02-04-17 разъяснила особенности проведения проверок субъектов хозяйствования в 2015 – 2016 годах.
Ограничение на проверки
Пунктом 3 р. ІІ Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы" от 28.12.2014 г. № 71-VIII (далее – Закон № 71) предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц – предпринимателей с объемом дохода до 20 млн. грн. за предыдущий календарный год контролирующими органами осуществляются исключительно по разрешению Кабинета Министров Украины, по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки, согласно решению суда или требованиям Уголовного процессуального кодекса Украины.
Указанное ограничение не распространяется:
– с 1 января 2015 года – на проверки субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины и/или производят и/или реализуют подакцизные товары;
– с 1 января 2015 года – на проверки соблюдения норм законодательства по вопросам наличия лицензий, полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц, единого социального взноса, возмещение налога на добавленную стоимость;
– с 1 июля 2015 года – на проверки плательщиков единого налога второй и третьей (физические лица – предприниматели) групп, кроме осуществляющих деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети средствами передвижной сети, по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций.
При этом в комментируемом письме указано, что ограничение права контролирующих органов относительно проведения проверок не распространяется на проведение встречных сверок согласно п. 73.5 НКУ, а также документальных проверок, начатых до 1 января 2015 года.
Определение объема дохода
Для определения объема дохода за предыдущий календарный год для субъектов хозяйствования – юридических лиц, их обособленных подразделений и представительств нерезидентов целесообразно использовать данные декларации по налогу на прибыль за 2014 год.
До наступления предельного срока представления налогоплательщиками деклараций по налогу на прибыль за 2014 год возможным является использование данных декларации по налогу на прибыль за соответствующие отчетные периоды 2014 года (в случае их представления налогоплательщиком согласно п. 57.1 НКУ) или за 2013 год.
При этом в случае непредоставления налогоплательщиком по состоянию на дату начала проверки (после истечения определенного НКУ предельного срока для ее представления и если ее представление предусмотрено НКУ) декларации по налогу на прибыль за 2014 год можно считать, что плательщик не сообщил о наличии приведенных выше ограничений касательно употребления относительно него контрольно-проверочных мер.
То есть если плательщик налога на прибыль не представит в определенный срок налоговую декларацию, то на него не будет распространяться ограничение на проведение проверок.
Для определения объема дохода субъектов хозяйствования – юридических лиц, которые в 2014 году были плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога (с 01.01.2015 – плательщика единого налога IV группы), возможным является применение данных расчета доли сельскохозяйственного товаропроизводства, который представляется в контролирующий орган вместе с соответствующей налоговой декларацией до 20 февраля текущего года.
Проведение проверки по вопросам, которые уже были проверены
С 1 января 2015 года согласно п. 78.2 НКУ запрещено контролирующим органам проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные п. п. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 НКУ, в случае если вопросы, являющиеся предметом такой проверки, были охвачены при предыдущих проверках налогоплательщика.
С целью предотвращения случаев ограничения возможности проведения в дальнейшем внеплановых проверок налогоплательщика за один и тот же отчетный период по другим вопросам ГФСУ в комментируемом письме рекомендует налоговым органам обеспечить четкое определение (ограничение круга) вопросов, подлежащих проверке в ходе конкретной проверки в документах контролирующего органа (приказах, направлениях на проверку, актах (справках) проверок).
Например, при проведении проверок рискованных налогоплательщиков целесообразно конкретизировать сомнительные (рискованные) хозяйственные операции, периоды их осуществления и контрагентов проведенных взаиморасчетов.
Письменный запрос о представлении информации
Законом № 71 внесены изменения в п. 73.3 НКУ, согласно которым усилены требования относительно составления письменного запроса налогоплательщику о представлении информации. В частности, такой запрос должен содержать:
1) информацию относительно оснований для отправления запроса с указанием информации, подтверждающей эти основания;
2) перечень запрашиваемой информации и перечень документов, которые предлагается предоставить;
3) печать контролирующего органа.
Кроме того, в письменном запросе о предоставлении объяснений и их документального подтверждения, составляемом контролирующим органом, также обязательно указывать:
– факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законодательства, с приведением конкретных норм налогового и иного законодательства, которые были нарушены;
– сведения, являющиеся источником информации относительно конкретных фактов нарушения налогоплательщиком налогового и иного законодательства и подтверждающие основания для направления запроса. Такими данными могут быть материалы проверок или встречных сверок других налогоплательщиков, иная налоговая информация, полученная и обработанная контролирующим органом, например данные ЕРНН, налоговых деклараций и приложений к ним, иная информация, содержащаяся в информационных базах контролирующего органа.
По материалам издания "Бухгалтер и Закон"