Сегодня никого не удивишь форс-мажорной ситуацией (повреждение телекоммуникационной сети, отключение электроэнергии и т. п.), которая может продолжаться неопределенное время. Вот только как быть субъектам хозяйствования, использующим РРО, если авария длится более 72 часов? На этот и другие вопросы, в частности относительно оформления необходимых документов в случае возврата товара, ответим в статье.
Оформление расчетов при отсутствии электроэнергии
Проведение расчетных операций в ситуации, когда РРО нельзя применять в связи с отключением электроэнергии или его поломкой, осуществляется с использованием книги учета расчетных операций (КУРО) и расчетной книжки (РК) или с применением надлежащим способом зарегистрированного резервного регистратора расчетных операций (РРО). Но так можно проводить расчеты временно, не более 72 часов (7 рабочих дней). Это предусмотрено ст. 5 Закона № 265.
На вопрос, что делать, когда электроэнергия отсутствует или ремонт РРО длится более 72 часов, налоговики отвечают стандартной фразой о том, что отношения между субъектами хозяйствования – пользователями РРО, центрами сервисного обслуживания и операторами связи, провайдерами телекоммуникационных услуг и энергопоставщиками не относятся к компетенции Миндоходов (см. письмо Миндоходов от 11.03.2014 г. № 4479/6/99-99-18-03-01-15).
Хотя нормами Закона № 265 это прямо не предусмотрено, но о факте отсутствия электроэнергии или ремонта РРО лучше иметь документальное подтверждение.
После установки отремонтированного (резервного) РРО или восстановления поставки электроэнергии необходимо провести через РРО суммы расчетов за время работы с использованием РК, а также в соответствии с контрольной лентой (в случае обнуления оперативной памяти) – за время работы, предшествующее поломке РРО или отключению электроэнергии, отдельно по каждой ставке НДС, после чего нужно выполнить Z-отчет (п. 9 главы III Порядка РРО).
РРО в зоне АТО
Исключением в этой ситуации являются РРО, использующиеся в зоне АТО. Так, ГФСУ в вопросе-ответе из раздела 109.06 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР") отметила, что если субъект хозяйствования, обязанный использовать РРО, осуществляет свою деятельность в зоне АТО, то он может проводить расчетные операции с использованием КУРО и РК больше чем 72 часа в случае форс-мажора, однако для этого он должен получить сертификат Торгово-промышленной палаты Украины.
Для получения сертификата Торгово-промышленной палаты Украины о наступлении форс-мажорных обстоятельств субъекту хозяйствования нужно представить соответствующее заявление в Торгово-промышленную палату.
Ведь сертификат Торгово-промышленной палаты Украины является единственным надлежащим и достаточным документом, подтверждающим наступление обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора), которые имели место на территории проведения АТО, как основания для освобождения от ответственности за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств (ст. 10 Закона № 1669).
Вместе с тем ГФСУ напомнила о том, что согласно ст. 3 Закона № 1669 контролирующим органам в период и на территории проведения АТО временно запрещается проведение плановых и внеплановых проверок субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в зоне проведения АТО, кроме внеплановых проверок субъектов хозяйствования с высокой степенью риска.
Использование КУРО в период отсутствия электроэнергии или ремонта РРО
Порядок использования КУРО на период отсутствия электроэнергии или ремонта РРО приведен в пп. 9 - 11 гл. 4 р. ІІ Порядка КУРО.
Так, в разделе 3 КУРО, зарегистрированной на РРО, учитываются расчетные квитанции, использованные во время отключения электроэнергии или в период ремонта РРО. Графы 1 - 5 заполняются до начала использования расчетной книжки, графы 6 - 8 – до начала регистрации расчетных операций с помощью РРО после восстановления поставки электроэнергии или установки РРО после ремонта.
Если начало и окончание одного цикла использования РК при отключении электроэнергии или на период ремонта РРО приходятся на разные рабочие дни, то за каждый рабочий день в разделе 3 КУРО на РРО осуществляются отдельные записи, при этом графы 1 - 2 заполняются только в первый, а графа 8 – только в последний день одного цикла использования РК.
Кроме того, на основании данных расчетных квитанций ежедневно осуществляются записи в разделе 2 КУРО; в запись за первый день нужно включить данные о соответствующих суммах (графы 3 - 8) по контрольной ленте с начала рабочего дня до момента поломки РРО или отключения электроэнергии. В записи по данным фискального отчетного чека, распечатанного после восстановления работы на РРО, необходимо указать, за какие предыдущие даты подытожены данные в этом фискальном чеке.
Также, если проводился ремонт РРО, то заполняется раздел 4 КУРО (п. 11 гл. 4 р. ІІ Порядка КУРО). Графы 1 - 5 заполняет лицо, осуществляющее ремонт, техническое обслуживание или проверку, графы 6 и 7 – работник субъекта хозяйствования после восстановления трудоспособности РРО. В случае поломки РРО графы 1 и 2 заполняет работник субъекта хозяйствования непосредственно после поломки РРО. По надобности в раздел 4 КУРО может вноситься дополнительная информация.
Нужно ли печатать Z-отчет, если за день не было расчетов
Согласно обновленной редакции п. 9 ст. 3 Закона № 265, вступившей в силу с 1 января 2015 года, субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или в безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг) обязаны ежедневно печатать на РРО фискальные отчетные чеки (Z-отчеты) в случае осуществления расчетных операций и обеспечивать их хранение в книгах учета расчетных операций.
То есть это означает, что в случае если за день не были проведены расчетные операции через РРО, то Z-отчет с нулевыми показателями печатать не нужно. Об этом также разъясняется в письме ГФСУ от 10.02.2015 г. № 4315/7/99-99-22-07-03-17.
При этом возникает вопрос: касается ли это тех случаев, когда в РРО хранится разменная монета. Судя по нормам законодательства, печатать Z-отчет не надо. Однако, как консультируют налоговики (вопрос-ответ из раздела 109.06 ресурса База налоговых знаний ("ЗІР")), разменная монета, полученная из кассы предприятия или оставленная в ящике РРО с предыдущего дня, должна проводиться через РРО с помощью операции "служебное внесение". Подтверждением того, что соответствующая сумма внесена в РРО как разменная монета, является Z-отчет, в котором отражается информация об операции "служебное внесение".
Следовательно, вопрос о том, нужно ли для подтверждения внесения разменной монеты печатать Z-отчет даже в тот день, когда расчетные операции через РРО не проводились, до сих пор открыт. Так что ждем официальных разъяснений налоговиков по этому поводу. А до того времени, по мнению "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН", в таких случаях лучше печатать Z - отчет, как и раньше.
Какие документы оформляются при возврате средств за товар
Операция по возврате товара (отказа от услуги) согласно ст. 2 Закона № 265 считается расчетной операцией.
Поэтому в случае осуществления такой операции субъект хозяйствования, который не освобожден от применения РРО, должен применить РРО в обязательном порядке.
Порядок оформления операции возврата средств за возвращенный товар определен в р. III Порядка РРО. Детально процедуру возврата товара "БУХГАЛТЕР & ЗАКОН" рассмотрел в материале "Возврат средств: всегда ли необходим РРО" (№ 3 за 2015 год).
Итак, в случае возврата товара регистрация возврата средств через РРО проводится одновременно с расчетной операцией. Расчетный документ* на полную сумму проведенной операции выдается лицу, которое возвращает товар (п. 5 р. ІІІ Порядка РРО).
* в случае возврата средств покупателю выдается фискальный кассовый чек выдачи средств по форме № ФКЧ-2 (п. 4.1 р. 4 Положения № 614).
Если сумма средств, выданных при возврате товара или рекомпенсации ранее оплаченной услуги, превышает 100 гривен, то материально ответственное лицо хозяйственной единицы или лицо, которое непосредственно осуществляет расчеты, должно составить акт о выдаче средств. Это предусмотрено п. 8 р. ІІІ Порядка РРО.
Что касается заявления о возврате средств, то на основании такого заявления согласно ст. 8 Закона № 1023 возвращаются средства потребителю за товар ненадлежащего качества. Как правило, в таком заявлении указывается причина возврата товара.
Таким образом, при возврате средств через РРО документами для оформления являются:
- заявление о возврате средств;
- фискальный кассовый чек выдачи средств;
- акт о выдаче средств (в случае если сумма средств превышает 100 грн.).
Получить полный доступ ко всем номерам и статьям издания Вы сможете оформив подписку на электронное издание Бухгалтер и Закон